В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».

Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотной личности. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Задача школы – научить учиться, а не просто дать готовые знания или готовую информацию.

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой деятельностью.

С целью опыта работы по формированию функциональной грамотности школьников 27 апреля 2023 года на базе МКОУ «СОШ № 31» п. Восток для педагогов Красноармейского муниципального района был проведен районный методический семинар-практикум «Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся». В работе семинара приняли участие заведующий методическим кабинетом УО АКМР, 13 педагогов школ Красноармейского района и 14 педагогов МКОУ «СОШ №31».

Открыла семинар, обратившись с приветственным словом к присутствующим, директор МКОУ «СОШ № 31» Зинаида Ивановна Мазур и заведующая методическим кабинетом УО АКМР Елена Михайловна Ляжко. Далее выступила организатор мероприятия, заместитель директора по учебной работе Алена Тофиковна Капкаева. Погружение в тему семинара ««Методы и приемы в работе над функциональной грамотностью» участникам было предложено ознакомиться с ситуацией, связанной с жизнью и применением полученных знаний на практике; сформулировать понятия: функционально-грамотная личность и функциональная грамотность; отметить методические приемы, используемые учителем в урочное и внеурочное обучение». В ходе своего выступления, Алена Тофиковна рассказала, что образовательные результаты являются ключевым индикатором качества всего образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов. Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами». Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями. Именно поэтому педагоги должны уделять формированию функциональной грамотности особое значение.

В ходе продолжения районного методического семинара Светлана Эдуардовна Дьячкова представила доклад о приемах и методах формирования функциональной грамотности на уроках химии и биологии.

В рамках работы районного методического семинара учителя МКОУ «СОШ №31» п. Восток представили опыт работы по формированию функциональной грамотности школьников на уроках и внеурочных занятиях:

  1. Внеурочная деятельность на тему «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» – направление «Естественнонаучная грамотность» (1 «а» класс) – М.М. Карнаухова, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 31»
  2. Открытый урок по теме «Литературное чтение. Смысловое чтение-как основа формирования читательской грамотности» – направление «Читательская грамотность» (3 «а» класс) – Н.Н. Кутугина учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 31»
  3. Открытый урок по теме «Математика. Закрепление изученного материала. Решение задач» направление математическая грамотность (3 «в» класс) – С.Г. Кулагина, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 31»
  4. Открытый урок по теме «Английский язык. Когда я готовлю на кухне» направление «Читательская грамотность» (5 «а» класс) – А.Г. Кадырова, учитель английского языка МКОУ «СОШ № 31»
  5. Открытый урок по теме «Математика. Решение финансовых задач» направление финансовая грамотность (11 «а» класс) – Л.В. Фагина, учитель математики МКОУ «СОШ № 31»
  6. Открытый урок по теме «Биология. Закономерности взаимоотношения организмов и среды. Сообщества.» направление «Естественнонаучная грамотность» (9 «а» класс) – С.Э. Дьячкова, учитель биологии и химии МКОУ «СОШ № 31»
  7. Открытый урок по теме «Геометрия. Площадь многоугольников» направление математическая грамотность (8 «б» класс) – Т.В. Ташматова, учитель математики МКОУ «СОШ № 31»
  8. Открытый урок по теме «МХК. Тайны китайской шкатулки» направление «Читательская грамотность» (10 «а» класс) – Т.Ф. Внукова, учитель русского языка и литературы, МХК МКОУ «СОШ № 31»
  9. Открытый урок по теме «Литература. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка-притча» направление «Читательская грамотность» (6 «а» класс) – Н.Н. Мазуренко, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 31»
  10. Открытый урок по теме «Places to eat in the UK (кафе и закусочные в Великобритании)» направление «Читательская грамотность» (6 «в» класс) – Н.А. Миллер, учитель английского языка МКОУ «СОШ № 31»

На открытых уроках учителя продемонстрировали и показали различные приёмы и формы работы по формированию читательской, математической, финансовой естественно-научной грамотности, креативное мышление и глобальные компетенции.

Благодаря активному, творческому подходу, привязке заданий к различным аспектам современной жизни, актуальным для возраста и интересов учащихся, они не просто получают информацию в готовом виде, а учатся добывать её самостоятельно.

На занятиях, школьники используют дополнительные литературные источники, научную и научно-популярную литературу, Интернет, мультимедиа приложения, программы. Дети  учатся самостоятельно работать с текстом, моделями, звуками, предметами, учатся находить более эффективные способы для достижения желаемого результата, работают над собственными проектами.

Таким образом, обучающиеся проживают моменты поиска знания, анализа ситуации, обмена информацией, сохраняют устойчивый интерес к занятиям и развивают навыки функциональной грамотности.

Все уроки были организованы и проведены на высоком уровне с применением новейших методик преподавания.

Вторая часть семинара прошла в формате мастер-классов. Заместитель директора по УР Алена Тофиковна Капкаева совместно с учителями МКОУ «СОШ №31» п. Восток продемонстрировали компоненты функциональной грамотности для гостей методического семинара «Эффективные практики формирования ФГ». Учителя начальных классов Светлана Геннадьевна Кулагина и Мария Михайловна Карнаухова показали Мастер – классы по теме «Использование кейс-технологий в начальной школе и «Магазин. Цена. Количество. Стоимость.», а также учитель физической культуры Оксана Яковлевна Саватеева увлекательно провела мастер-класс по теме «Приемы формирования математической грамотности на уроках физкультуры».

Длительная коллективная работа педагогов школы позволила интегрировать теоретический и методологический материал по опыту применения функциональной грамотности и сфокусировать её сильные и перспективные составляющие в классно-урочной системе и внеурочной деятельности.

Эффективные педагогические практики были представлены как варианты интерактивной и проектной деятельности, как основа базового урока для обучающихся и как новаторские инициативы креативного мышления.

Подведение итогов работы семинара отразило образовательную ценность и методическое мастерство не только применить на уроке форматы новых установок креативности, глобализма, математической, читательской и естественно научной грамотности, но и продолжить их реализацию в жизненных ситуациях в парадигме компетентностного подхода.

В завершении участники методического семинара отметили актуальность темы, высокий уровень подготовки педагогов, практико-ориентированный подход. Елена Михайловна Ляжко, заведующая методическим кабинетом УО АКМР отметила профессионализм и продуктивную работу педагогов, поблагодарила учителей и руководство МКОУ «СОШ №31» п. Восток, за содействие в организации и сопровождении семинара.

Заместитель директора по УР Капкаева А.Т.

Скачать (PPTX, 247KB)