(инсценированные эпизоды книги В.Катаева для учащихся 4-6 классов)
Выполнила:
Внукова Т.Ф. –
учитель русского языка и литературы
2020 г.
Цель :
-воспитание у подростков патриотических чувств.
Задачи:
-углубление знаний о литературном произведении;
– расширение кругозора учащихся по теме «Великая Отечественная война»;
– развитие таких личностных качеств, как память, внимание,
совершенствование речи;
– развитие навыков работы в коллективе.
Доля музыкального оформления используются мелодии песен о Великой Отечественной войне:
-«Тёмная ночь» (Н.Богословский – В.Агатов);
-« В землянке» (К.Листов –А.Сурков);
-«Дороги» (А.Новиков –Л.Ошанин);
-«Нам нужна одна победа» (Б.Окуджава);
– «От героев былых времен» (Р.Хозак –Е.Агранович) и другие.
Используются строки из стихотворения Д.Самойлова
«Сороковые»
В инсценировке принимают участие 14-15 человек.
Начало.
Чтец.
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Музыка
Картина 1
Находка в лесу (гл.1)
От автора
1.Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно.
Луна стояла над головой. И придавала всей обстановке красивый сказочный вид.
- Но меньше всего думали о красоте в этот глухой час полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки. Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. Работа была трудная, очень опасная.
- Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек. Лежали в болоте. Почти всё время пробирались ползком. Всё вокруг было необыкновенно тихо.
4.Вдруг старший остановился и поднял руку. Звук, который привлёк его внимание, был очень странный: то ли шорох лопаты, то ли повизгивание напильника?..
(действия разведчиков без слов- поднял руку, потом знак приблизиться , затем рукой указал направление, снова поднял руку (надо стоять и слушать), потом вытащил кинжал, сделал движение рукой вниз (надо ложиться)
(все трое поползли на звук)…
- Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна.
В окопчике спал мальчик.
2.Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне.
- Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. Он проснулся, вскочил и сел.
В одно мгновение выхватил откуда-то большой, отточенный гвоздь. . Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью лицо.
4.Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские и лица, наклонившиеся к нему, были русские, родные. Радостная улыбка вспыхнула на его истощённом лице . Он произнёс только одно слово: «Наши…» – и потерял сознание
(музыка)
Картина 2
Приказ капитана Енакиева (гл.3)
(капитан Енакиев сидит с картой карандашом, отмечает что-то на карте;
входит сержант Егоров, отдает честь; капитан отрывается от карты и говорит «Вольно»):
-Что там с вашим мальчиком? Как его самочувствие? Рассказывайте.
-Дело известное, товарищ капитан. Отец погиб на фронте в первые дни войны.
Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Её убили немцы. Бабка и маленькая сестрёнка погибли с голоду. Остался один. Пошёл скитаться. Жандармы отправили в какой-то детский изолятор. Там заразился тифом, чесоткой –чуть не умер. Потом убежал. Два года прятался в лесах. Совсем одичал. Настоящий волчонок. В сумке гвоздь отточенный таскал. Хотел какого-нибудь фрица убить. А ещё в сумке у него мы нашли букварь. Он ответил: «Это чтобы грамоте не разучиться»…Ну, что вы скажете?
-Сколько же ему лет?
– Говорит, двенадцать, тринадцатый. Хотя на вид больше десяти никак не дать.
– И что ж, хороший паренёк?
-Замечательный мальчишка! Шустрый такой, смышлёный. Прирождённый разведчик
(капитан нахмурился и отвернулся)
-Как его звать?
-Ваня.
-Просто Ваня.
-Просто Ваня. И фамилия такая подходящая: Ваня Солнцев.
(капитан подумал, потом сказал):
-Рано ему ещё воевать. Пусть подрастёт. С первой же машиной отправьте его в тыл.
-Убежит. Он так и сказал: «Если начнёте меня в тыл отправлять, я все равно убегу по дороге»
-Ну это мы ещё посмотрим (пауза, подумал; затем решительно и твёрдо сказал):
Приказываю отправить его в тыл. Нечего ему здесь болтаться !
(оба уходят)
Картина 3
Два побега (гл.4, 6,7)
( Выходит Биденко, на ходу одевается
К нему подходит Ваня и осторожно трогает за рукав):
– Дяденька, а дяденька (глотая слёзы) Не везите меня. Не надо.
– Не положено.
-Дяденька! Я всё вам буду делать: котелки чистить, воду носить…
-Не положено. Командир батареи приказал. Капитан Енакиев.
– А я не поеду (ответил зло и дерзко, сжавшись в комок)
-Куда ты денешься. Посажу в машину и повезу.
-А я всё равно убегу.
-Ну это, брат, вряд ли. От меня ещё никто не убегал.
(Биденко осторожно взял мальчика за рукав, но тот вырвался):
-Не трожьте, я сам.
(Уходят)
В машине (гл.6)
От автора. Едва грузовик, в котором ехали Биденко и Ваня, проехал по лесу километров пять,
как Ваня вдруг схватился руками за высокий борт, сделал отчаянное лицо и сиганул из
машины, кувыркнувшись в мох.
– Эй! Эй! Ваня! Пастуш-о-к! Погоди-и-и!…
(ходит, выглядывает во все стороны. Ищет…)
От автора. Нигде не было ни малейших следов мальчика. Напрасно Биденко осматривал каждый кустик,
Каждый ствол. Напрасно ложился на землю. Изучал каждый листик. Нигде не было.
Никогда ещё старый разведчик не испытывал такого конфуза.
-Делать нечего. Придётся возвращаться в часть. Сейчас передохну
( Он садится на пенёк. Достал кисет, чтобы закурить, как вдруг зашуршало и на голову свалился какой-то предмет; Биденко ахнул. Это был тот самый старый без переплёта, который носил в своей торбе пастушок)
( Мальчик спал на дереве)
– Ах, хитрый! Ну и лисица. Ничего не скажешь –силён. (Будит его)
-Пойдём-ка, брат пастушок, вниз. (мальчик рванулся, но понял, что бесполезно)
-Ладно уж ( пошёл следом за Биденко)
В машине (второй раз) – (гл.7) (в машине ещё 2 человека; среди них –девушка-врач)
– Хватит, дружок, погулял по лесу и будет. Не родился ещё тот человек, который бы от меня ушёл.
-Неправда ваша. Кабы не мой букварь, вы бы меня сроду не поймали. А я от вас всё равно уйду.
-Ну, это мы ещё посмотрим.
-Вы хоть привяжите меня к себе. Всё равно уйду.
-А что ты думаешь. И привяжу. (достал верёвку из рюкзака). Моего, брат, узла не развяжешь: у меня
двойной, морской. ( одним концом- Ваню, повыше локтя, другим обмотал свой кулак).
(постепенно засыпает; потом дёргает за верёвку)
-Ну, что вам надо? (сонно спросил Ваня)- Я ещё тут.
-Спишь, пастушок?
-Сплю.
-Ладно. Спи. Это я так: проверка линии
(Биденко устроился поудобнее. Задремал) (потом проснулся, подёргал верёвку; никто не откликался;
Потом ещё раз подёргал верёвку). (потом раздался сердитый женский голос:
-Слушайте, я не понимаю, что тут делается?.. Когда это, наконец, кончится?..
Почему ко мне привязали какую-то верёвку? Кто мне всё время спать не даёт?
(Биденко зажёг фонарик. Похолодел Мальчика не было. А верёвка привязана к сапогу
женщины- хирурга, которая грозно смотрела на Биденко)
Биденко встал, постоял некоторое время. Потом плюнул изо всех сил и сказал
– А пошло оно всё к чёрту!!!
( и решительно направился в сторону дороги)
Картина 4.
Ваня и ефрейтор Вознесенский (гл. 8)
От автора: Двое суток бродил мальчик по неизвестным ему дорогам, чтобы найти своих разведчиков. но никто не мог ответить, так как он не знал номер части.
Ваня совсем было отчаялся и решил пойти в какой -нибудь тыловой город и попроситься в детский дом…,если бы не встретился с одним мальчиком. Сроду не видал Ваня такого роскошного мальчика,
(Мальчик, лихо откинув голову, чистил небольшую казацкую шашку)
(Ваня приблизился с независимым видом, расставил босые ноги, заложил руки за спину и стал его внимательно рассматривать)
(наконец военный мальчик не выдержал):
-Чего стоишь?
– Хочу и стою.
– Иди, откуда пришёл.
-Сам иди. Не твой лес.
-А вот мой!
-Как?
-Так. Здесь наше подразделение стоит.
-Какое подразделение?
-Тебя не касается. Видишь – наши кони (мальчик мотнул головой назад)
-…А ты кто такой?
-Знаки различия понимаешь?( сказал насмешливо)
-Понимаю! (дерзко ответил Ваня, хотя ничего не понимал)
-Ну так вот (строго сказал мальчик, показывая на погон, поперёк которого нашита белая лычка)
Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?
-Да! Ефрейтор!..Видали мы таких ефрейторов (сказал Ваня с оскорбительной улыбкой)
-А вот представь себе, ефрейтор( обидчиво (затем показывает медаль). А вот это видал?
– Великое дело! (Ваня чуть не плачет от зависти)
– Великое не великое, а медаль за боевые заслуги… И ступай себе, откуда прищёл, пока цел.
– (наступая) Не больно модничай. А то сам получишь
-От кого? (прищурился роскошный мальчик)
-От меня (опять наступая на него)
-От тебя? Молод, брат (тоже делая шаг вперёд)
-Не моложе твоего.
-А тебе сколько лет?
-Тебя не касается. А тебе?
– Четырнадцать –(гордо ответил, слегка привирая)
-Ха! (сказал Ваня и свистнул)
-Чего –«ха»?
-Так какой же ты солдат? Таких не берут
-А вот меня взяли.
-(недоверчиво) А на довольствие зачислили?
-А как же.
-Заливаешь
-Не имею такой привычки.
-Побожись (перекрестился)
-Честное гвардейское слово! (выпрямился, руки по швам)
-(грустно) А меня разведчики не взяли. Сказали, не положено.
-Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына
-Как это за сына? За какого сына?
-Известно, за какого. За сына полка.
-А ты сын?
-Я –сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Меня сам майор Вознесенский на сою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота…Ну, стало быть, иди ,откуда пришёл…Прощай, брат
-Прощай (уныло сказал Ваня и побрёл прочь и остановился:)
«Стало быть. я им не показался.. Нет, неправда. Разведчикам я понравился…Всему виной капитан Енакиев»..
От автора. И тогда у Вани явилась мысль: найти какое-нибудь самого главного начальника и пожаловаться на капитана Енакиева
Картина 5
Ваня и капитан Енакиев (гл.9)
От автора. Капитан Енакиев был в добром расположении духа. Сегодня его вызывал командир полка. Он не только не сделал замечаний, но и отметил хорошую работу батареи и приказал представить к награждению человек десять. Енакиев предвкушал, как он передаст своим офицерам мнение командира полка…
И вдруг он слышит:
-Дяденька! (Капитан Енакиев повернулся и увидел Ваню, который стоял, вытянув руки по швам..)
Разрешите обратиться!
-Ну что ж. обратись
-Дяденька, вы начальник?
-Да. Командир. А что?
-А вы над кем командир?
Над батареей командир. Над солдатами своими командир. Над пушками своими.
-А над капитанами вы тоже командир?
-Над капитанами я не командир.
– Эх, жаль. Мне надо, дяденька. Такого командира, чтобы он мог всем капитанам приказывать.
-А что всем капитанам надо приказывать?
-Всем не надо. Одному только.
-Кому же именно?
Енакиеву, капитану.
-_Енакиеву? ..Гм…Гм.. Что же это за капитан такой?
-Он, дяденька, над всеми разведчиками командует. Ух, и сердитый же он!
-А ты когда-нибудь видел этого сердитого капитана?
-.Нет . И он меня тоже. Он только приказал меня в тыл отвезти и коменданту сдать.
(Енакиев прищурился и с любопытством посмотрел на мальчика)
-Постой. Погоди…Звать-то тебя как?
– Меня-то? Ваня. Солнцев.
-Пастушок?
– Верно! (изумлённо воскликнул Ваня). Меня разведчики пастушком прозвали…А вы почём знаете?
– Я, брат, всё знаю, что у капитана Енакиева на батарее делается…А скажи-ка мне, друг любезный каким манером ты здесь очутился, если капитан Енакиев приказал отвезти тебя в тыл?
-А я убежал…Я два раза от него убегал. Сначала я убежал, да он меня нашёл. А потом я так убежал, что меня уж и не нашёл..
-Кто же этот «он»?
-Дяденька Биденко, разведчик ихний. Может, знаете?
– Слыхал, слыхал. Только мне что-то не верится, чтобы ты убежал от Биденко…
…Ай, Биденко! Ай, знаменитый разведчик! Ай, профессор!
– Ладно, поехали! К разведчикам!
От автора.
Так судьба Вани волшебно обернулась за столь короткое время. Командир батареи исполнил его мечту –разрешил на какое-то время пожить у разведчиков.
Картина 6
На допросе у фрау Миллер (гл.14)
От автора.
Позавчера в сумерках Биденко и Горбунов вышли в разведку, взяв собой Ваню. Они взяли его впервые, не доложив по команде, что берут с собой мальчика.
Им надо было разведать дороги. Мальчика же они взяли с собой за проводника, потому что он отлично знал эту болотистую, труднопроходимую местность…
Но куда же он делся? Почему он не возвращается? Заблудился? Нет, об смешно было думать.
Дело было так. Ване Солнцеву мало было того, что его берут в разведку проводником. Ему самому хотелось прославиться, удивить всех. Он решил записывать всё на полях своего букваря, карандаш химический у него был.
А компас…он ещё накануне стащил у одного из разведчиков….Итак, он записывал всё, что видел на своём пути. Именно за этим занятием и застал его немецкий патруль. Ваню привели на допрос.
(Ваню втолкнули в блиндаж; за столом сидела фрау Миллер, она протирала очки, которые были
У неё в руках; на столе – букварь с открытой страницей; компас)
(Фрау встала из-за стола и начала разговор):
– Добрый день, мальчик.Я буду тебя спрашивать, а ты мне отвечай. Итак, скажи: кто ты таков?
Кто твои родители?
-Я сирота
-О, бедный ребёнок! Твои родители умерли. Не так ли?
-Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили.
-Да..печально. Мы поможем тебе…Называй меня своей тётушкой…
Итак, скажи, мальчик, откуда ты получил этот компас?
-Нашёл.
-Но здесь находятся только немецкие солдаты, у них немецкие компасы. А этот – русского образца.
Кто дал тебе его?
-Никто.. .нашёл.
-Хорошо. Я тебе верю. В таком случае скажи: кто научил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?
-Какие рисунки? Я не понимаю, про чего вы спрашиваете? (начинает плакать)
-Чья это книга?
-Букварь-то?
-Да, букварь. Чей он?
-Мой.
-А рисовал на нём кто?
-Чегой-то рисовал?
-Эй, мальчик, не прикидывайся! Кто делал эту схему?
-Которую схему? Я не знаю никакой вашей схемы… Я потерял лошадь. Днём и ночью мотался… Отпустите меня, тётенька! (хнычет)
( она схватила мальчика за плечо, рванула к столу и ткнула носом в букварь):
Вот это кто рисовал?
-Не знаю (плачет)
-(В гневе) Ты не знаешь?! (опять ходит вперёд-назад) (затем схватила его за голову, повернула лицо вверх).
Открой рот и покажи язык! (он сжал губы, но она силой открыла его рот)
(язык был в лилового цвета от химического карандаша)
-(Спокойно)Итак, мальчик (немка брезгливо вытирала пальцы о свою юбку)
Кто научил тебя делать топографические схемы? Где эти люди?
– Не знаю (он стоял, упрямо опустив голову. Слёзы падали на букварь.)
(немка подошла к нему, резко потрясла за плечи и отбросила. Он упал.
-Подожди, мой голубчик. Ты у нас ещё заговоришь, как не получишь три дня воды и пищи!
(в это время раздался страшный грохот, началось наступление русских войск)
Картина 7 (концовка)
В блиндаже у капитана Енакиева (гл.18)
От автора. Капитану Енакиеву, как и его солдатам, Ваня Солнцев понравился с первого раза. Он решил при первом удобном случае заняться Ваней вплотную.
( в блиндаж Енакиева входит Ваня; капитан с карандашом в руках читает «Исторический журнал»; Ваня обеими руками снимает головной убор)
-Здравствуйте, дяденька!
(Енакиев посмотрел на него и в первую минуту не узнал)
Здравствуйте, дяденька! (повторил Ваня)
(Енакиев молчал, и Ваня осторожно присел у двери на ящик)
– Ты кто такой? (наконец спросил Енакиев)
(Ваня подскочил и приблизился к капитану)
-Это же я, Ваня, пастушок (сказал, улыбаясь). Не узнали разве?
(но капитан не улыбнулся)
-Ваня? (прищурясь, сказал он)- Пастушок?
-Ага.
-А во что это ты нарядился? Что это у тебя на плечах за штучки?
(Ваня слегка растерялся)
-Это погоны.
-Зачем?
– Всем солдатам положено.
-Так ведь это солдатам. А ты разве солдат?
-А как же! Приказом даже прошёл. Вещевое довольствие нынче получил. Новенькое. На красоту.
-Не вижу.
-Чего вы не видите, дяденька? Вот же он, обмундирование сапожки, форма, погоны. Глядите, какие пушечки на погонах. Видите?
-Пушечки на погонах вижу, а солдата не вижу.
-Так я же самый и есть солдат.
(Капитан вздохнул. Лицо стало суровым, он заложил журнал карандашиком и бросил его
На стол) (И сказал резко, почти крикнув):
-Так солдат не является к своему командиру батареи. Встать!
(Ваня вскочил, вытянулся и замер)
– Отставить. Явись сызнова.
(Ваня выскочил, поправил пояс, и снова вошёл в блиндаж, но уже по-другому)
(он вошёл строевым шагом, щёлкнул каблуками, коротко бросил руку к козырьку)
-Разрешите войти?
-Войдите.
-Товарищ капитан, по вашему приказанию явился красноармеец Солнцев.
-Вот это другой табак (Смеясь сказал капитан Енакиев.)
Здравствуйте, красноармеец Солнцев
-Здравия желаю, товарищ капитан! (лихо ответил Ваня).
(теперь капитан уже не скрывал своей добродушной улыбки)
– Силён! Теперь я вижу, что ты солдат, Ванюша! Вольно. ( и похлопал его по плечу)
Музыка.
Чтец.
Как это было! Как совпало!
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Музыка.
–