Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.

Окружающий мир уже не первозданен и стал зависеть от людей. Защита природных богатств касается каждого, но почему-то в последнее время принято считать, что экология – это дело соответствующих общественных организаций. Люди мусорят, бездумно потребляют энергию и природные ресурсы, и не хотят признавать, что делают что-то плохое. Между тем планета изменяется, увядает ее неповторимая красота, климат непоправимо изменяется. Эксплуатация естественных ресурсов ведет к гибели живых существ. Человек должен помнить, что он является частью природы, а не ее хозяином.

В настоящее время экологическое воспитание в школе становится все более актуальным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Проведение экологических внеклассных мероприятий имеет огромное образовательное и природоохранное значение.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Экологическое воспитание позволяет полнее реализовывать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

Цель: привлечение внимания школьников к экологическим проблемам, формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, развитие творческой деятельности.

Задачи:

-привлечь учащихся в активную деятельность по подготовки и проведения недели экологии;

-провести мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся, расширению знаний об экологии и природе, формированию творческих способностей;

-повысить уровень экологического сознания подрастающего поколения, понимания значимости проблемы сохранения биологического разнообразия;

-активизировать практическую и природоохранную деятельности детей;

-сформировать у школьников энергосберегающую модель поведения, ориентированную на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам.

Предметная Неделя была проведена в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач.

В процессе подготовки к Неделе ученики совершали интересные открытия, увлекательные путешествия, наблюдения, проявив неиссякаемую радость познания.

Согласно плану проведения недели были организованы внеклассные мероприятия, которые были интересны по форме и содержанию, были увлекательны и красочны. Учащиеся с удовольствием выполняли разнообразные задания, старались давать обдуманные ответы, узнали много полезного и интересного.

Конкурс плакатов на экологическую тему, организованный Ширяевой Е.К., Царегородцевой Н.А.., призван формировать экологическую культуру подрастающего поколения, привлечение внимания через творческую деятельность к проблемам по охране окружающей среды, рациональному природопользованию, развитие у учащихся идеи жизни в гармонии с природой, воспитание любви и бережного отношения к природе, ответственности за ее дальнейшую судьбу. В конкурсе приняли участие 5-11 классы. Жюри определило лучшие работы: 1 место — 10а,9а, 2 место -11а,7а, 3 место-8б,6а.

С целью развития у обучающихся познавательного интереса и углубления знаний о живой природе планеты Земля, Паздерина В.М. организовала и провела викторину «Земля-наш общий дом». В ходе этого мероприятия у обучающихся сформировалось целостное видение мира и осознание своего места в современном мире. Ученики 5-х классов получили начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Ребята решали биологические шарады, разгадывали загадки, находили правильное решение в экологических задачах.

Герасименко Н.Н., Савватеева О.Я. организовали для 6-7 классов путешествие «Экологическая тропа». Цель соревнований: развитие интереса к занятиям спортом, воспитание любви к природе, бережного отношения к животным, птицам, зеленым насаждениям. Все ребята с удовольствием участвовали в экологическом путешествии по станциям (Эстафета «ГОЛУБИ»,            Эстафета «Загадки», Сбор мусора, Поэтическая тема и др.), отвечали на вопросы о растениях, животных, окружающей нас природе. Учащиеся 10-11 классов стали активными помощниками в проведении мероприятия.

Урок в 8-х классах «Разделяй с нами» (Ширяева Е.К.) знакомит учащихся с концепцией «Ноль отходов» и принципами циклической экономики, а также формирует понимание того, какие действия может предпринять каждый ученик, чтобы внести свой вклад в решение проблемы отходов. Просмотр видеоролика «Циклическая экономика» наглядно знакомит учащихся с основными принципами: создание дизайна для будущего, использование возобновляемых природных ресурсов, сохранение и развитие того, что уже сделано, использование отходов в качестве ресурсов. В ходе урока учащиеся дискутировали, отвечали на вопросы, предлагали свои способы решения проблемы бытовых отходов, организовывали праздник, цель которого была «Ноль отходов». В ходе урока дети сделали новые открытия и нашли много способов спасения планеты от мусора.

В 10, 11 классах Ширяева Е.К. провела всероссийский урок «Экология и энергосбережение».

Урок проводится с использованием элементов критического мышления. Начинался урок со стадии вызова, предварительных впечатлений о проблеме изменения климата земли. Для этой цели использовались презентация, фронтальный опрос учащихся, просмотр мотивационного видеоролика «Экологические проблемы». В ходе обсуждения дети определили одну из проблем глобального изменения климата – выброс парниковых газов в результате сгорания углеводородного сырья. Способ устранения этой причины – это использование альтернативных источников энергии.

Основная часть урока – стадия осмысления – проходила в форме составления кластера. Каждой группе предлагался один вид альтернативного источника энергии для обсуждения (солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальной, рек). В кластере должны быть обязательно отражены следующие моменты: характеристика источника энергии, его достоинства и недостатки, использование в России и за рубежом, его перспективность, возможности использования в нашем регионе и поселке.

Заключительная часть урока – стадия рефлексии. Это защита кластеров, их обсуждение. Учащиеся выяснили, как можно экономить энергию в масштабах страны. Научились экономить электроэнергию в быту, школе, используя простые, несложные способы экономии.

В 9-х классах состоялся показ и обсуждение видеоролика «Энергосбережение».  «Каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты». Учащиеся показали понимание взаимосвязи общества и природы, использование невозобновляемых природных ресурсов и проблем экологии, научились простым способам экономии электроэнергии.

Интересную экологическую игру для 7-х классов «Мир, в котором мы живем» подготовила и провела Царегородцева Н.А. Содержание игровой программы направлено на создание условий для знакомства учащихся с основными, базовыми понятиями, принципами и закономерностями экологических знаний. Обучающихся разделили на две команды, и началась увлекательная игра. Игра содержала теоретические вопросы и практические задания. Дети с интересом участвовали в различных турах («Золотые россыпи помоек» — викторина, «Устами младенца», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Аварийная ситуация», «Оч. умелые» ручки». — домашнее задание команд, «Ветер перемен»- выразительное чтение стихотворений капитанами команд). Ход мероприятия сопровождался показом презентации. По окончании игры жюри подвело итоги, определило победителя и призеров.

Автюшенко Александра, ученица 11 класса совместно с учителем химии Ширяевой Е.К. подготовила и провела занятие «Сбережем энергию»

На классных часах в 3-х классах ребятам рассказали о том, как можно сэкономить энергоресурсы в школе и дома, какую роль играет энергосбережение в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы. Был организован просмотр видеороликов — мультфильмов на тему энергосбережения. Дети активно участвовали в обсуждении вопросов, высказывали свое мнение, отгадывали загадки.

Завершилась неделя экологии «Дети чистой планеты» награждением. На линейке были вручены грамоты победителям, призерам, активным участникам.

Ширяева Екатерина Константиновна
учитель химии, ОБЖ

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Сбережем энергию 3 кл
  2. Экологическая тропа
  3. Урок энергосбережение

  4. Разделяй с нами
  5. Мир, в котором мы живём
  6. Викторина земля наш общий дом