Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году:

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

  1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

  1. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

  1. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

  1. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

  1. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

 

Официальные сроки проведения итогового сочинения (изложения)

 в 2018-2019 учебном году будут следующие:
в первую среду декабря (05.12.2018);
первую среду февраля (06.02.2019);
первую рабочую среду мая (08.05.2019).

Итоговое сочинение начинается в 10.00 по местному времени. Продолжительность написания – 3 часа 55 минут (235 минут). Узнать результаты экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «незачёт» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.

Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

Всех рассаживают в шахматном порядке;
Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;

Нормативно-правовые документы, регламентирующие   ЕГЭ 11 класс:

  • Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России № 1274 от 17 декабря 2013 г. «Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400».
  • Приказ Минобрнауки России № 9 от 16 января 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400».
  • Приказ Минобрнауки России № 693 от 07 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400».
  • Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 6 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400» (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2017, рег. № 45805).
  • Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 5 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2017 году» (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2017, рег. № 45804).
  • Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 4 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2017 году» (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2017, рег. № 45803).
  • Приказ Рособрнадзора от 18.11.2016 № 1967 «Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета».

ПРОЕКТ РАСПИСАНИЯ ЕГЭ 2018

Досрочный период

Дата ЕГЭ ГВЭ-11
21 марта информатика и ИКТ, география информатика и ИКТ, география
23 марта русский язык русский язык
26 марта история, химия история, химия
28 марта иностранные языки (устно)
30 марта математика Б, П математика
2 апреля иностранные языки (письменно), биология, физика иностранные языки, биология, физика
4 апреля обществознание, литература обществознание, литература
6 апреля резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устно), история резерв: география, химия, информатика и ИКТ, история
9 апреля резерв: иностранные языки (письменно), литература, физика, обществознание, биология резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология
11 апреля резерв: русский язык, математика Б, П резерв: русский язык, математика

Основной период

Дата ЕГЭ ГВЭ-11
28 мая география, информатика и ИКТ география, информатика и ИКТ
30 мая математика Б математика
1 июня математика П
4 июня химия, история химия, история
6 июня русский язык русский язык
9 июня иностранные языки (устно)
13 июня иностранные языки (устно)
14 июня обществознание обществознание
18 июня биология, иностранные языки (письменно) биология, иностранные языки
20 июня литература, физика литература, физика
22 июня резерв: география, информатика и ИКТ резерв: география, информатика и ИКТ
25 июня резерв: математика Б, математика П резерв: математика
26 июня резерв: русский язык резерв: русский язык
27 июня резерв: химия, история, биология, иностранные языки (письменно) резерв: химия, история, биология, иностранные языки
28 июня резерв: литература, физика, обществознание резерв: литература, физика, обществознание
29 июня резерв: иностранные языки (устно)
2 июля резерв: по всем учебным предметам резерв: по всем учебным предметам

Дополнительный период (сентябрьские сроки)

Дата ЕГЭ ГВЭ-11
4 сентября русский язык русский язык
7 сентября математика Б математика
15 сентября резерв: математика Б, русский язык резерв: математика, русский язык

Разъяснения к проекту расписания ЕГЭ 2019 года

Досрочный период (март – апрель) предусмотрен для:

  • выпускников прошлых лет; лиц, окончивших образовательные организации со справкой в предыдущие годы;
  • выпускников текущего года, не имеющих академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнивших учебный план или индивидуальный учебный план;
  • обучающихся 11-х классов, закончивших изучение программ по отдельным учебным предметам и имеющих годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (10-й класс).

 

Продолжительность экзаменов следующая:

  •  Итоговое сочинение – 3 часа 55 минут.
    ● Русский язык – 3 часа 30 минут.
    ● Математика (базовый уровень) – 3 часа.
    ● Математика (профильный уровень) – 3 часа 55 минут.
    ● Обществознание – 3 часа 55 минут.
    ● Физика – 3 часа 55 минут.
    ● Биология – 3 часа 30 минут.
    ● История – 3 часа 55 минут.
    ● Химия – 3 часа 30 минут.
    ● Иностранные языки (письменная часть) – 3 часа.
    ● Иностранные языки (устная часть) – 15 минут.
    ● Информатика – 3 часа 55 минут.
    ● Литература – 3 часа 55 минут.
    ● География – 3 часа.

На ЕГЭ можно взять с собой:

● математика – линейка;
● физика – линейка и непрограммируемый калькулятор;
● химия – непрограммируемый калькулятор;
● география – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор.

Подготовка к ЕГЭ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Готовимся к ЕГЭ вместе

Многие родители школьников по-прежнему ругают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Однако, вне зависимости о того, нравится нам эта государственная затея или нет, в конце школьного обучения любому ребенку сегодня предстоит пройти это испытание. В этой ситуации – правильнее не ругать ЕГЭ, а разобраться в нем и помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена.

Не стоит думать, что ответственность за успех лежит исключительно на школе и самом ребенке. В руках родителей множество ресурсов для поддержки своего чада в подготовке и сдаче Единого государственного экзамена. Помочь вы сможете и позитивным настроем на экзамен, и грамотным распределением нагрузки на ребенка, и психологической поддержкой, а так же систематической проверкой выполнения домашнего задания. Главное, не оставлять ребенка одного в решении этого, по-настоящему, семейного вопроса.

Начинать подготовку к ЕГЭ  следует  тогда, когда ребенок переступил порог средней школы, т.е. уже с пятого класса. Необходимо смотреть вперед, на перспективу. Конечно, не надо напоминать себе и ребенку об этом постоянно, но, как говорится, «держать в голове» следует.

Что же надо знать родителям о ЕГЭ?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА). Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов.

К ЕГЭ как форме ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам: Русский язык, Математика (базовая и профильная), Физика, Химия, История, Обществознание, Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) , Биология, География, Иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский языки).

Для получения аттестата выпускники  сдают обязательные предметы — русский язык и математику. Другие предметы ЕГЭ выпускники сдают на добровольной основе.

Экзаменационные задания ЕГЭ — контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта.
КИМ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
С документами, регламентирующими структуру и содержание КИМ (кодификаторами, спецификациями), а также с демонстрационными вариантами ЕГЭ по каждому предмету, можно         ознакомиться на        сайте          www.fipi.ru.
Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений.

При проведении ГИА в форме ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) используется          стобалльная   система          оценки.
Ознакомление участников ЕГЭ с полученными ими результатами ЕГЭ по общеобразовательному предмету осуществляется не позднее 3-х рабочих дней со дня их утверждения     ГЭК.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.
Результаты ЕГЭ каждого участника заносятся в федеральную информационную систему, бумажных свидетельств о результатах ЕГЭ не предусмотрено.
Срок действия результатов — 4 года, следующих за годом получения таких результатов.
Если участник ЕГЭ (выпускник текущего года) получит результат ниже установленного минимального количества баллов по одному из обязательных учебных предметов, он имеет право на повторную сдачу в дополнительные сроки, предусмотренные единым расписанием.
Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки и в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.

В связи с этим каждому родителю, в первую очередь, желательно ознакомиться с примерами экзаменационных вариантов прошлых лет, чтобы иметь непосредственное представление о том, что такое ЕГЭ. Влияние результатов ЕГЭ на ближайшее будущее есть. Плохо сданный ЕГЭ – удар по семейному бюджету, который ежегодно будет уменьшаться на годовую сумму оплаты обучения, если ребенок не поступит на бюджетное место. Если у вас ЕГЭ еще впереди – помните: за три месяца подготовиться к ЕГЭ по предмету крайне непросто. И пара недобранных баллов может решить вопрос не в вашу пользу.

И поэтому рекомендуем, родителям со своими детьми постараться к началу 10 класса, (а лучше 9), определиться с профилем учебного заведения высшего или среднеспециального, в котором ребенок будет продолжать обучение. Определение профиля позволит более внимательно относиться к предметам этого блока. Это поможет сфокусироваться на тех предметах, которые ребенок будет сдавать по выбору. Это не значит, что «забрасывай все и учи только это», все-таки наши дети учатся не только для того, чтобы сдать ЕГЭ, но при этом сильно распылять силы тоже не желательно. А после, следует определиться и с конкретными ВУЗами, в которые предполагаете подавать документы. Из года в год их количество меняется. Обращайте внимание на то, что ряд ВУЗов имеет право на введение дополнительных испытаний.

Уважаемые родители! Не стесняйтесь обращаться в школу с любыми вопросами. Правильный союз учителей и родителей позволит заранее спрогнозировать возможные затруднения у школьника.

Документы:

Полезные ресурсы

Минобрнауки.рф —  Министерство образования и науки РФ;

http://obrnadzor.gov.ru/ — федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

http://www.rustest.ru/ — федеральный центр тестирования;

http://fipi.ru/ -федеральный институт педагогических измерений;

http://ege.edu.ru/ — портал ЕГЭ;

http://www.pippkro.ru/ — Приморский краевой институт развития образования;

http://www.primorsky.ruДепартамент образования и науки Приморского края.

Памятки!

  1.  ППЕ 2018
  2. Апелляция 2018
  3. Процедуры 2018
  4. Запрещается 2018
  5. Предметы 2018
  6. Иностранный язык 2018
  7. Математика 2018
  8. Русский язык 2018