Подготовленность к чему-либо понимается  как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ (далее ГИА) необходимо выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты,  к актуальным вопросам подготовки к  ГИА относятся следующие:

  1. Организация информационной работы по подготовке учащихся к ГИА;
  2. Мониторинг качества;
  3. Психологическая подготовка к ГИА.

Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме и предполагает целенаправленное сотрудничество администрации, психолога и учителей-предметников.

Содержание информационной деятельности по вопросам ГИА

В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ОГЭ  следует выделить три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

1.Содержание информационной работы с педагогами.

1) информирование учителей на производственных совещаниях о:

  • нормативно-правовой документации по ГИА;
  • о ходе подготовки к ГИА в школе, в районе, крае;

2) включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

  • проведение пробныхГИА, обсуждение результатов пробных ГИА;
  • творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы);
  • выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
  • психологические особенности 9-классников.

3) направление учителей на муниципальные и региональные семинары и курсы по вопросам ГИА.

2.Содержание информационной работы с учащимися.

1) организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • правила поведения на экзамене;
  • правила заполнения бланков;
  • доступ к ресурсам Интернет.

2) информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА;

3) проведение занятий по тренировке заполнения бланков;

4) пробные внутришкольные ГИА по различным предметам;

5) в кабинете

  • папка с материалами по ГИА (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ОГЭ и ГИА, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам);
  • стенд с пособиями по ГИА.
  1. Содержание информационной работы с родителями учащихся.

1) родительские собрания:

  • информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
  • информирование о результатах пробного внутришкольного ОГЭ (по результатам каждой четверти);

2) индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).

Мониторинг качества образования

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ГИА. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА включает следующие направления деятельности:

  • посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;
  • включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ГИА, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;
  • индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
  • привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ГИА;
  • широкий спектр дополнительных , расширяющих программу базового обучения;
  • психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ГИА.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. По нашему мнению, он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ГИА. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ГИА, анализирует результаты, выносит их на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном экзамене.

Цель мониторинга:

Целостное прогностическое отслеживание качества образовательной подготовки выпускников.

 

Задачи:

  1. Создание системы мониторинга качества подготовки к государственной итоговой аттестации.
  2. Создание банка тестовых заданий в формате ГИА по всем образовательным предметам.

 

Ответственные за мониторинг:

  1. Администрация ОУ
  2. Координатор ГИА
  3. Учителя- предметники.

 

Инструментарий мониторинга:

  1. Правовая база ГИА
  2. Контрольно-измерительные материалы
  3. Тесты в формате ГИА
  4. Бланки ГИА
  5. Анкеты для учеников, родителей
  6. Психологический инструментарий: тесты, анкеты, рекомендации и др.

 

Уровни мониторинга:

Административный

(администрация – учителя — учащиеся)

Учительский

(учителя — учащиеся)

Ученический

(самооценка учащихся)

 

Сроки проведения мониторинга:

В течение учебного года

 

Принципы проведения мониторинга:

  • системность (ведется последовательно, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
  • гибкость (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ГИА, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

 

Обработка результатов:

  1. Анализ результатов ГИА
  2. Анализ качества образовательной подготовки выпускников;
  3. Уровень профессиональной компетентности педагогов;
  4. Кадровое обеспечение подготовки и проведения ГИА

 

Анализ результатов мониторинга, определение путей решения возникших проблем:

  1. Методический совет
  2. Школьные методические объединения
  3. Родительские собрания

План подготовки и проведения итоговой аттестации

учащихся 9  классов

Цели:

1.Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации  выпускников в форме ГИА.

2. Формирование базы данных  по данному направлению:

— потребности учащихся и их учебные и психологические возможности и способности,

— методическое обеспечение подготовки,

— психологическое обеспечение подготовки.

3.Обеспечение учащихся, их родителей и учителей  своевременной информацией.

 

Вид

деятельности

Мероприятия Ответственные
1 2 3
В течение

учебного

года

1.Обеспечение участников ГИА учебно-тренировочными материалами, методическими пособиями, информационными материалами.

2..Использование Интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам и учителям работать с образовательными сайтами: ege.edu.ru, ed.gov.ru, rustest ru

3.Оформление страницы общешкольного сайта

«Государственная (итоговая) аттестация

-план работы ОУ по подготовке к ОГЭ

-комментарии к проведённым мероприятиям.

4.Проведение обучающих семинаров, совещаний, родительских собраний  по подготовке к  ОГЭ учащихся 9 классов.

Учителя-предметники, библиотрекарь

 

 

учитель информатики и ИКТ

 

 

 

 

зам.директора по ИШ

сентябрь
Организа­ционно-

методическая работа

 

 

 

 

 

 

1. Совещание при  директоре с повесткой дня «Утверждение плана-гра­фика подготовки школы к ОГЭ» Директор, зам. дирек­тора по УВР, МР
2. Назначение координатора  по подготовке к ОГЭ Директор школы
3. Методический совет с повесткой дня «Обсуждение результатов ОГЭ 2016г.» Зам. директора по УВР,МР
4. Создание перечня учебной литературы и материалов по подготов­ке к ГИА Зам. директора по МР
Нормативные документы 1.Приказ о назначении координатора по подготовке к ОГЭ

2. Создание ведомости учёта ознакомления с инструкцией по ОГЭ (под роспись родителей и учащихся)

3.Оформление протокола родительского собрания и листа озна­комления с нормативными документам

Директор

 

Замдиректора по МР, классные руководители

 

Классные руководители

Работа с учащимися 1.Индивидуальные консультации с учащихся

2.Информирование по вопросам  ОГЭ (приказы, выбор предметов)

—       инструктирование учащихся

—       КИМы, официальные сайты ГИА

4.Сбор данных о планируемом выборе экзамена в форме ОГЭ

5.Сбор копий паспортов, СНИЛС  учащихся 9-х классов

Зам. директора по МР,

учителя-предметники

 

 

 

Работа с родителями 1.Родительское собрание  по ознакомлению с проведением ОГЭ

2. Индивидуальные консультации родителей

Зам. директора по МР
Работа с педагогическим коллективом 1.Ознакомление с приказами по итоговой аттестации на 2017-2016 учебный год (по мере поступления)

2.Планирование  деятельности  по промежуточным диагностическим работам

3.Работа с классным руководителем 9-х классов по проблеме: «Контроль  успеваемости учащихся и посещаемости уроков и дополнительных занятий »

Зам. директора по МР
октябрь
Организа­ционно-ме­тодическая работа 1.Подготовка информационного стенда «Сдаем ОГЭ» для учащихся и родителей на стенде в каждом предметном кабинете Зам. директора по МР,

зав. кабинетом

Нормативные документы 1.Создание ведомости учёта ознакомления с инструкцией по ОГЭ классный  руководитель
Работа с учащимися 1.Работа по заполнению бланков  ОГЭ

2.Стартовая диагностика

3.Индивидуальное консультирование учащихся

4.Информационная работа по вопросам апелляции

Учителя-предметники,

классный  руководитель

Работа с родителями Индивидуальное информирование и  консультации родителей по вопросам ОГЭ Учителя-предметники,

классный  руководитель

Работа с педагогическим коллективом 1.Эффективное использование часов школьного компонента.

2.Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления системы работы для обеспечения качества подготовки учащихся с разным уровнем притязаний на результаты ОГЭ

3.Использование ИКТ  в подготовке учащихся к  ОГЭ

Зам. директора по МР
ноябрь
Организационно-ме­тодическая работа 1.Инструктивно-методическая работа с классным  руководителем, учи­телями, учащимися, родителями о целях и технологиях проведения ОГЭ Зам. дирек­тора по МР

 

Норматив­ные доку­менты 1.Подготовка базы данных по учащимся 9 классов на электронном носителе

 

Замдиректора по МР, Кл. руководители
Работа с учащимися

 

 

1. Психологическая подготовка к ОГЭ

2. Индивидуальное консультирование учащихся

3. Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по всем предметам, вынесенным на ОГЭ)

4. Занятие «Работа с бланками: типичные ошибки в заполнении бланков»

Кл. руководитель

Учителя-предметники

Работа с родителями 1.Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанным с организацией и проведением ОГЭ

2.Родительское собрание «Итоги входящей диагностики»

Классные руководители

Зам. директора по УBР

Работа с педаго­гическим коллективом 1.Информирование по вопросам подготовки учащихся к ОГЭ

2.Внесение изменений в тематическое  планирование

3.Анализ итогов репетиционных работ

Зам. директора по УBР

 

Учителя-предметники

 

декабрь
Организа­ционно-ме­тодическая работа 1.Подготовка базы данных по учащимся 9 классов на электронном носителе Зам. директора  по МР,

Кл. руководители

 

Норматив­ные документы 1.Оформление протокола родительского собрания и листа озна­комления с нормативными документам

2.Сбор письменных заявлений выпуск­ников о выборе экзаменов в форме  ОГЭ

Классный руководитель

 

Зам. директора по МР

Работа с учащимися

 

 

 

1. Психологическая  подготовка к  ОГЭ

2. Индивидуальное консультирование учащихся

3. Организация работы с заданиями различной сложности

4. Работа с бланками: сложные моменты, типичные ошибки

5. Подготовка к проведению пробного  ОГЭ

Кл. руководители

Учителя-предметники

 

 

Зам. директора  по МР

 

Зам. директора  по МР,

Учителя-предметники

Работа с родителями Проведение родительского собрания с повесткой дня:

— «Психологические особенности подготовки к ОГЭ»;

— «О порядке подготовки и проведения ОГЭ (нормативные документы, КИМы, сайты, правила поведения на экзамене и  т.д.)»

Клас­сный руководитель

 

 

Замдиректора по МР

Работа с педагогичес­ким коллек­тивом 1.Контроль подготовки к  ОГЭ

2. Ознакомление с методическими письмами

3. Проверка ведения журнала по посещению дополнительных занятий

Зам. директора  по МР
январь
Организа­ционно-ме­тодическая работа 1.Подготовка материалов для проведения пробного  ГИА (тесты, бланки)

2.Подготовка материалов для проведения пробного внутришкольного ОГЭ (тесты, бланки)

3. Анализ результатов пробного ОГЭ, обсуждение результа­тов на заседаниях ШМО и методсовете, план устранения типичных и индивидуальных затруднений учащихся

4. Анализ результатов анкетирования учащихся и разработка реко­мендаций для учителей-предметников и классного  руководителя

5. Анализ ошибок при заполнении бланков (после проведения каждой пробной работы)

Учителя-предметники

 

Зам. директора по МР

Зам. директора по МР, руководители ШМО, учитель-предметник
Норматив­ные доку­менты 1.Анализ результатов проведения пробного ОГЭ (справка)

2.Сбор письменных заявлений выпускников о выборе экзаменов

Зам. директора по МР
Работа с учащимися

 

 

 

 

1.Психологическая подготовка к ОГЭ согласно  общешкольному  плану

2.Индивидуальное консультирование учащихся на дополнительных занятиях по вопросам, вызывающим наибольшие трудности по всем учебным предметам, выбранных учащимися на ОГЭ

4. Работа по заполнению бланков

5. Подготовка к проведению пробного ОГЭ

6.Анкетирование учащихся после проведения пробного экзамена

7.Информирование по вопросам подготовки к ОГЭ:

 

—          знакомство с инструкцией по подготовки к ОГЭ

—          правила поведения на ОГЭ

—          инструктирование учащихся

—          время регистрации на ОГЭ

Учителя-предметники,

зам. директора по МР,

классные руководители

февраль
Организа­ционно-ме­тодическая работа 1. Подготовка раздаточных материалов – памяток для выпускников, участвующих в ОГЭ Зам. директора по МР
Норматив­ные документы 1. Справка о результатах проведения пробного ОГЭ

2. Оформление листа ознакомления выпускников с памяткой о правилах проведения ОГЭ (Лист ознакомления с памяткой для выпускников)

Зам. директора по МР

 

Работа с учащимися

 

 

 

1.Психологическая подготовка к ОГЭ согласно  общешкольному  плану

2.Индивидуальное консультирование учащихся

3.Работа по заполнению бланков

4.Индивидуальное консультирование учащихся на дополнительных занятиях по вопросам, вызывающим наибольшие трудности по всем учебным предметам, выбранным  учащимися на  ОГЭ

5.Заявления об участии в ОГЭ

6.Проведение мониторинга успеваемости по предметам по выбору

Учителя-предметники,

классные  руководители

Работа с родителями

 

Информирование родителей о результатах проведения пробного ОГЭ Классные  руководители
Работа с педагогичес­ким коллек­тивом 1.Совещание с повесткой дня «Результаты пробного ОГЭ»

2.Результаты работы по повышению качества проведения уроков

Зам. директора  по МР
март
Организа­ционно-ме­тодическая работа 1.Совещание при директоре «Условия подготовки и проведения ОГЭ, результаты мониторинга успеваемости по предметам по выбору» Директор

 

Норматив­ные документы 1.Оформление протокола родительского собрания и листа ознакомления с нормативными документами по организации и проведению  ОГЭ

2.Приказ о результатах проведения пробных экзаменов по выбору

Зам. директора по УВР

 

 

Директор

Работа с учащимися

 

 

 

1. Психологическая  подготовка к ОГЭ

2. Индивидуальное консультирование учащихся

3. Организация работы с заданиями различной сложности

4.Работа по заполнению бланков

5.Сбор уточнённых данных о выборе экзаменов в форме ОГЭ

Педагог-психолог,

учителя-предметники,

 

зам. директора по МР

Работа с родителями

 

Проведение родительского собрания, посвященного вопросам подготовки учащихся к ОГЭ «Условия подготовки и проведения ОГЭ, результаты мониторинга успеваемости по предметам по выбору». Зам. директора по МР,

классный  руководитель

Работа с педагогичес­ким коллек­тивом Мониторинг успеваемости по предметам, выбираемым на экзамен в форме ОГЭ. Контроль подготовки к ОГЭ. Зам. директора  по МР
апрель
Организа­ционно-ме­тодическая работа 1.Подготовка списков учащихся, сдающих экзамены по выбору и их утверждение.

2.Совещание при директоре с повесткой дня «Организация итоговой аттестации выпускников школы в форме ОГЭ». Вопросы для обсуждения:

 1. Организация процедуры ОГЭ в установленные сроки

2.Результаты мониторинга успеваемости по обязательным предметам и предметам по выбору

Директор,

Зам. директо­ра  по МР, Зам. директора по МР

Норматив­ные доку­менты 1.Оформление сводной таблицы (списков) участников экзаменаци­онных испытаний по выбору

2.Приказ об утверждении списков учащихся для сдачи ГИА

Зам. директора,

клас­сный  руководитель

 

Работа с учащимися 1. Психологическая подготовка к ОГЭ

2. Индивидуальное консультирование учащихся

3.Организация работы с заданиями различной сложности

4. Работа по заполнению бланков

Педагог-психолог,

учителя-предметники,

зам. директора шко­лы, классный  руководи­тель

Работа с родителями Информирование и консультирование по вопросам, связанным с организацией и проведением ОГЭ
май
Организа­ционно-ме­тодическая работа 1.Размещение на информационном стенде расписания сдачи  ОГЭ

2.Подготовка графика проведения консультаций (за 2 недели до экза­мена)

Зам. директора по МР
Норматив­ные доку­менты 1. Подготовка документов к сдаче ОГЭ

 

Директор, Зам. директора
Работа с учащимися 1. Психологическая подготовка к ОГЭ

2. Индивидуальное консультирование учащихся

3. Организация работы с заданиями различной сложности

4. Работа по заполнению бланков

5. Оповещение учащихся о способе их доставки к месту проведения ОГЭ

Педагог-психолог,

учителя-предметники,

классный руководи­тель,

Зам. директора по УВР

Работа с родителями Информирование и консультирование по вопросам, связанным с организацией и проведением  ОГЭ Классные руководители,

учителя-предметники

Работа с педагогичес­ким коллективом Работа с классным  руководителем. Контроль подготовки к ОГЭ учащихся  9 классов Зам. директора по УВР

 

 

июнь
Организа­ционно-ме­тодическая работа 1. Совещание при директоре с повесткой дня «Анализ результатов ОГЭ». Вопросы для обсуждения:

1. Анализ качества подготовки выпускников к ОГЭ .

2. Уровень профессиональной компетентности педагогов по воп­росам подготовки выпускников к ОГЭ. 3. Кадровое обеспечение подготовки и проведения ОГЭ.

2. Совещание с повесткой дня « ОГЭ в школе». Вопросы для обсуждения:

1. ОГЭ как процесс целостного прогностического отсле­живания качества образовательной подготовки школьников.

2. ОГЭ: опыт и проблемы.

3. ОГЭ глазами субъектов образовательного процесса (выпускни­ков, родителей, классных руководителей, учителей)

Директор, зам. дирек­тора, педагог-психолог, классные руководи­тели
Норматив­ные доку­менты

 

 

1. Подготовка справки о качестве подготовки и результатах ОГЭ

2.Формирование отчетов по результатам ОГЭ

3. Сводный аналитический отчет о подготовке и проведении  ОГЭ

Учи­теля-предметники

 

Зам. директора по МР

Организа­ционно-ме­тодическая работа Совещание при директоре «Итоги ОГЭ в 2017-18 уч. году»

Вопросы для обсуждения:
1. Качество организации деятельности ОУ по подготовке и проведению ОГЭ.

Директор,

зам. директора по МР,

учителя-предметники

 

 

Зам. директора по УВР:                                                         Царегородцева Н.А.

Зам. директора по МР:                                                           Липча Т.А.

 

Приложение Дорожная карта